Проделана большая работа
Когда киноделы берутся за экранизацию популярного произведения – это всегда большой риск. Во-первых, произведение прочитали миллионы, и каждый в мыслях нарисовал свои образы, своё «кино». Конечно же, ни один фильм не сможет показать ту самую картинку, которую представил себе читатель. Во-вторых, каждая экранизация – это самостоятельное произведение. Оно не повторяет в точности книгу (за редким исключением). Сценаристы и режиссёры прорабатывают свою интерпретацию, показывают свои сюжеты и своё видение. И часто именно этот факт больше всего огорчает книголюбов.
Фильм «Мастер и Маргарита» 2023 произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Уже в первый день проката в сети появилось множество отзывов: от «это лучшая экранизация Булгакова» до «что за фешенебельная безвкусица».
Режиссёр Михаил Локшин, известный зрителю по ретромелодраме «Серебряные коньки», взял на себя непростую миссию. Роман Булгакова – это сложное, громоздкое, философское, многослойное, мистическое произведение. Он изначально не рассчитан на широкую аудиторию. Локшин же сделал ставку на массового зрителя. Отсюда и голливудская кинематографичность, и громкие фамилии в титрах, и сравнение с «марвеловским» стилем. Вот только в отличие от фильмов американской киновселенной в «Мастере и Маргарите» образца 2023 года нет ни динамики, ни экшена. Зато есть сюрреализм, отлично проработанные локации и качественные съёмки. Одним словом, проделана большая работа. Если ты понимаешь, о чём я.
В конечном счёте, у Локшина получилось развлекательное кино мирового уровня, в котором не осталось места на «подумать». Экранизация дала красивую картинку, но убила философию романа. Это ни хорошо ни плохо. Ведь свою главную цель режиссёр достиг: его фильм будут смотреть, несмотря на критику и оценки.
Много громких фамилий и мало кота
Голливудского размаха у фильма могло бы не получиться без звёздного состава. Что ни фамилия – то громкая, что ни лицо – то знакомое. В роли Мастера – Евгений Цыганов («Битва за Севастополь», «Брестская крепость»), его возлюбленная Маргарита – возлюбленная и в реальной жизни Юлия Снигирь («Великая», «Казнь»). На роль дьявола-иностранца Воланда пригласили немецкого актёра Аугуста Диля («Бесславные ублюдки», «Тайная жизнь»). В его свиту попали Юрий Колокольников («Беспринципные», «По щучьему Велению») в роли Коровьева, Алексей Розин («Нелюбовь», «Триггер») в образе Азазелло. Полина Ауг («Дылды», «С чего начинается Родина») сыграла Геллу – единственную женщину в дьявольской банде.Немало известных имён и среди второстепенных персонажей. Донос на Мастера написал Александр Яценко («Аритмия», «Мне не больно»), сыгравший Алоизия Могарыча. В психиатрической клинике под маской доктора Стравинского присматривал за персонажем Цыганова Леонид Ярмольник («Одиссея капитана Блада», «Орёл и решка»). Игорь Верник («Двенадцать», «Грозный папа») предстал перед зрителем в образе конферансье театра Варьете Жоржа Бегнальского. А Лиходеева – директора этого же театра – сыграл Марат Башаров («72 метра», «Граница: Таёжный роман»).
“Мастер и Маргарита” — персонажи
В образе печального Мастера угадывается сам Булгаков. Цыганов весьма похож внешне на великого писателя. Мастер в его исполнении – трагичный, внешне спокойный, безэмоциональный. Сложно припомнить, улыбнулся ли он хоть раз за весь фильм. Маргарита-Снигирь ему под стать. Вся печаль мира в её глазах. От обоих персонажей так и веет холодной грустью. Вот и встретились два одиночества.
Гораздо веселее наблюдать за Воландом и его свитой. С князем тьмы получилось стопроцентное попадание. Аугуст Диль со своим демоническим обаянием и лукавой улыбкой покорил не только булгаковскую Москву, но и зрительские сердца. Пригласить на съёмки немца было отличной идеей. Он не только предстал перед публикой как истинный иностранец, но обаял всех своим сатанинским шармом. Молодой, горячий, умный, с прекрасным чувством юмора – именно таким должен быть настоящий Воланд. В одном из интервью Диль рассказал, что у него было мало времени на подготовку, поэтому во время съёмок он говорил на родном языке. А уже после делал русскую озвучку – поверх отснятого материала.
Одна из самых ярких и весёлых ролей досталась Юрию Колокольникову. И внешне он прекрасно вписался в образ Коровьева. Этот персонаж – дебошир и хулиган, талантливый манипулятор, который способен выполнить любое поручение своего господина. Колокольников же превратил Коровьева в шута, заливающегося истеричным громким смехом при каждом удобном и неудобном случае. Слишком много кривляний, шума и суеты. В итоге классный персонаж превратился в весьма неприятного героя.
Стоит отметить, что создатели фильма «Мастер и Маргарита» 2023 стремились подобрать актёров, похожих на своих прототипов (все герои романа Булгакова вдохновлены реальными людьми). Где-то это удалось, где-то не очень. Да и зрители во мнениях разошлись. Одним каст показался очень удачным, другие же категорически не согласны с выбором актёров.
Единственное, в чём сошлись все зрители без исключения: в фильме слишком мало кота. А ведь тизер с актёром Юрой Борисовым («Калашников», «Кентавр», «Отчий берег»), который озвучивал чёрного красавца Бегемота, выглядел очень многообещающим. Завораживающий бархатный голос с хрипотцой идеально подошёл пушистому спутнику Воланда. К слову, Бегемота сыграл настоящий кот – мейн-кун Иннокентий.
Рукописи не горят?
Вокруг романа Михаила Афанасьевича давно витает дурная слава. Книгу называют «потусторонней» и приписывают ей всякую мистику. А цитата «Рукописи не горят» стала почти пророчеством. Ведь любое отклонение от сюжета в экранизации может быть чревато. Ну, так люди думают.
Да и кинематографисты побаиваются браться за экранизацию культового произведения. Многие рассказывали, что им как будто постоянно мешала во время съёмок какая-то неведомая сила. С актёрами таинственным образом то и дело происходили несчастья. Кому-то из режиссёров отказывали в финансировании. А некоторые ленты долго ждали своего «звёздного часа» и годами пылились на полке. Так, фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, вышел на экраны спустя целых 16 лет.
Поговаривают, что Булгаков сам верил в мистику и потусторонние силы. Изначально его роман должен был быть посвящён Дьяволу, а Мастера и Маргариты не было и в помине. Вскоре Михаила Афанасьевича одолели неудачи на литературном поприще: его отказывались печатать и подвергли жёсткой критике. Писатель сжёг первую версию книги и начал всё заново. В общей сложности он трудился над романом 12 лет, но так и не закончил – скончался от болезни. Историю, которую знает современный читатель, довела до ума супруга Михаила Афанасьевича – Елена Булгакова.
Фильм «Мастер и Маргарита» 2023 тоже не сразу начал сниматься. Работа над картиной длилась около семи лет. За это время сменился режиссёр и концепция фильма. Изначально лента должна была называться «Воланд», а ключевым персонажем в ней был бы сам князь тьмы. Однако в конечном счёте была сделана ставка на любовную линию и привычных всем историю Мастера и Маргариты. Режиссёр Локшин в своём интервью заявил, что не боялся «булгаковского проклятья». Его больше волновало, как выстроить структуру фильма и кого сделать героем.
Все познается в сравнении
Бытует также мнение, что переносить такой «дьявольский» роман на экраны можно только дословно. Это, кстати, удалось сделать в начале 2000-х режиссёру Владимиру Бортко («Собачье сердце», «Бандитский Петербург: Барон»). Он умудрился снять рукопись, которая не горит, практически в неизменном виде, без всяких авторских прочтений.
Одну из лучших экранизаций растянули на 10 серий. Мини-сериал «Мастер и Маргарита» вышел в 2005 году и точно так же получил шквал диаметрально противоположных отзывов. Пока одни зрители восторгались «совершенной адаптацией», другие ругали ленту за «отсутствие сердца и души». Кстати, пересмотреть фильм Бортко ты можешь на стриминге Viju.
Бортко показал зрителям классическую Москву 30-х годов в тонах сепии, сцены из Ершалаима – с акцентом на красный и жёлтый оттенки, а «чертовщину» – в ярких красках. Такой приём позволил разделить сюжетные линии и создать контраст.
Одну из лучших экранизаций растянули на 10 серий. Мини-сериал «Мастер и Маргарита» вышел в 2005 году и точно так же получил шквал диаметрально противоположных отзывов. Пока одни зрители восторгались «совершенной адаптацией», другие ругали ленту за «отсутствие сердца и души». Кстати, пересмотреть фильм Бортко ты можешь на стриминге viju
Бортко показал зрителям классическую Москву 30-х годов в тонах сепии, сцены из Ершалаима – с акцентом на красный и жёлтый оттенки, а «чертовщину» – в ярких красках. Такой приём позволил разделить сюжетные линии и создать контраст.

Анна Ковальчук, Александр Галибин, Олег Басилашвили, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Сергей Безруков, Александр Баширов, Валентин Гафт
Владимир Бортко
Валерий Жмышенко