Как феминизм покорил Голливуд: топ влиятельных женщин-режиссеров фото
индустрия

10 женщин-режиссеров, про которых нужно знать

Как феминизм покорил Голливуд: топ влиятельных женщин-режиссеров

18 февраля 2021

0
Loading

20 мин

Ащьф Лштшфум

Ащьф Лштшфум

Голливуд захлестнула волна феминизма: наконец студии обратили внимание на талантливых кинематографисток и все чаще доверяют им крупные проекты. Этот сдвиг в индустрии кино отражает растущее признание вклада женщин в создание качественного контента. В последние годы мы видим, как женщины-режиссеры берут на себя руководство значимыми проектами, привнося уникальные перспективы и свежие идеи. Их работы не только обогащают кинематограф, но и вдохновляют новое поколение творцов.

Переломным моментом можно считать 2015 год, когда картины Бекко и Койшет открыли Каннский фестиваль. Это событие стало важным шагом в признании таланта женщин-режиссеров на мировой арене. Тем не менее, говорить о полном равноправии пока рано, так как доля женщин-режиссёров остается невелика и составляет около 10%. Вспомним пионеров, таких как Алис Ги-Блаше, и современных гениев, которые продолжают вдохновлять и вносить значительный вклад в киноиндустрию.

Алис Ги-Блаше

Алис Ги-Блаше, первопроходец кинематографа, создала в 1896 году первую в истории киноленту «Феи». Этот фильм, наполненный магией и волшебством, стал не просто развлечением, но и прорывом в мире кино. Алис, начинавшая как секретарь в «Гомон», быстро стала новатором, внедрив постановочные сцены и крупные планы. Её смелость и креативность вдохновили множество женщин в киноиндустрии, оставив яркий след в истории киноискусства.

Джиа Коппола

В династии Коппола любовь к кино, кажется, передается по наследству. Внучка Фрэнсиса и племянница Софии продолжила семейное дело. Сначала Джиа снимала короткие фешн-фильмы для люксовых брендов одежды вроде Opening Ceremony и Diane von Fürstenberg, а в 2013-м дебютировала в большом кино с подростковой драмой «Пало-Альто». В основу сюжета легли рассказы актера Джеймса Франко, а главные роли исполнили сам Франко («127 часов»), Эмма Робертс («Мы — Миллеры») и Вэл Килмер («Схватка»).

За семь лет Коппола сняла только пару музыкальных клипов и после долгого перерыва вернулась с жесткой сатирой на видеоблогеров. Иронично, что премьера «Мейнстрима» прошла на старейшем кинофестивале в Венеции, который и знать не знал о буднях поколения Z. Главную роль сыграл Эндрю Гарфилд («Новый Человек-паук»), а его напарницей стала Майя Хоук («Очень странные дела»), дочь Умы Турман и Итана Хоука.

🍿Что посмотреть: «Пало-Альто» (2013)

Джеймс Франко написал сборник рассказов, вдохновившись школьными воспоминаниями, а Джиа Коппола бережно перенесла их сюжет на экран. Получилась драма про современных подростков, подражающая классическим представителям жанра образца 1980-х: «Шестнадцать свечей» и «Клуб „Завтрак“».

К работе над фильмом Джиа привлекла талантливых родственников: ее мама сыграла мать главной героини, двоюродный брат Роберт Шварцман написал музыку, а глава династии Фрэнсис Форд Коппола озвучил судью. В спальне одной из школьниц висит постер драмы «Девственницы-самоубийцы» — дань уважения тете, режиссеру Софии Копполе.

Другие фильмы: «Мейнстрим» (2020).

Грета Гервиг

Гервиг начинала как актриса, снимаясь в малобюджетных независимых фильмах. Известность пришла, когда сложился их творческий дуэт с режиссером Ноа Баумбахом. Вместе они сделали три фильма, самый успешный из которых «Милая Фрэнсис». Грета не только сыграла главную героиню, заслужив первую номинацию на «Золотой глобус», но и дебютировала в качестве сценаристки.

Пообщавшись с женщинами-режиссерами Мирандой Джулай и Миа Хансен-Лёв, которые также сначала работали в тени именитых мужей, Гервиг решилась на свой первый фильм «Леди Бёрд». Искренняя история о взрослении получила от зрителей рекордный рейтинг на Rotten Tomatoes (долгое время там были только максимальные оценки) и стала триумфатором наградного сезона: пять номинаций на «Оскар», два «Золотых глобуса» за лучшие комедию и женскую роль.

В 2020-м Гервиг снова попала в число оскаровских номинантов: на этот раз с экранизацией английской классики, романа «Маленькие женщины». За победу в главной категории с ней боролся муж Ноа Баумбах с его «Брачной историей». Уже известно, что супруги работают над совместным проектом о кукле Барби, которую отправили в реальный мир, потому что для кукольного она недостаточно совершенна. Главную роль исполнит Марго Робби.

🍿Что посмотреть: «Маленькие женщины» (2019)

По задумке Гервиг экранизацию романа снимали недалеко от дома его автора, Луизы Мэй Олкотт. Вдохновением послужили сцены из повседневной жизни конца XIX века, запечатленные на картинах европейских художников. В мелодраме появились Эмма Уотсон, Мэрил Стрип, Лора Дерн («Парк Юрского периода»), Тимоти Шаламе («Назови меня своим именем») и Луи Гаррель («Мечтатели»).

Сюжет рассказывает о четырех сестрах, одаренных талантами и совершенно непохожих друг на друга. Особенно не сошлись во взглядах Джо (Сирша Ронан) и Эми (Флоренс Пью): одна мечтает о карьере писательницы, а другая о том, чтобы попасть в высшее общество, пусть даже через удачное замужество. Чтобы разгорячиться перед съемками одной из ссор, Пью разрешила Ронан отвесить ей мощную пощечину. Несмотря на такую самоотдачу, Флоренс считает «Маленьких женщин» личной терапией: после тяжелых съемок в психоделическом хорроре «Солнцестояние» драки между сестрами кажутся плевым делом.

Другие фильмы: «Леди Бёрд» (2017), «Барби» (2020).

Наоми Кавасе

Наоми Кавасе — одна из самых известных женщин-режиссёров Японии. Её фильм «Траурный лес» (2007) получил признание за глубокую эмоциональную насыщенность и мастерское повествование. Кавасе умело исследует темы утраты и человеческой хрупкости, создавая произведения, которые трогают сердца зрителей. Её вклад в киноиндустрию подчеркивает важность женского взгляда в кинематографе.

🍿Что посмотреть: «Ан» (2015)

Одна из самых трогательных и доступных работ Наоми Кавасе, премьера которой состоялась в 2015 году. Этот фильм отличается от её более раннего, медитативного и зачастую трудного для восприятия кино — здесь сюжет более линейный, а эмоции — универсальные и узнаваемые. Тем не менее, он по-прежнему сохраняет фирменную поэтику Кавасе: тишина, внимание к природе, глубинное исследование боли и принятия.

Дораюаки — японские сладости из двух блинчиков с начинкой из сладкой красной фасоли, анко. В небольшой закусочной, где их готовит молчаливый и нелюдимый продавец Сентаро, внезапно появляется пожилая женщина Токуэ и просится на работу. Он сперва сомневается, но, попробовав её начинку, соглашается — она действительно варит анко с удивительной заботой, вниманием и… душой.

С приходом Токуэ закусочная меняется — сладости становятся вкуснее, клиентов прибавляется, и между персонажами рождается тихая дружба. Однако вскоре выясняется, что у женщины непростое прошлое: она была изолирована от общества из-за проказы (лепры), из-за чего десятилетиями жила в закрытом учреждении. Эта правда вновь угрожает её присутствию в жизни других людей.

Кавасе тонко показывает, как общество стигматизирует тех, кто «не такой, как все», даже когда причина предрассудков уходит в прошлое.

Другие фильмы: «Траурный лес» (2007).

Пэтти Дженкинс

Дженкинс работала оператором и параллельно училась режиссуре в Американском институте киноискусства. Ее дебютной работой стала короткометражка про супергероев — маленький намек на большое будущее. После успешного триллера «Монстр» и череды телевизионных проектов студия DC доверила Пэтти экранизировать комикс о Диане Принс. «Чудо-женщина» собрала в мировом прокате 816 млн долларов и стала самым кассовым фильмом в истории, снятым женщиной-режиссером. Кстати, благодаря этому успеху в следующей части франшизы главная актриса Галь Гадот получила гонорар в 10 млн долларов.

preview

Галь Гадот получила 10 миллионов долларов за съемки в «Чудо-женщине: 1984»

0

2 мин

В 2020-м выходит сиквел кинокомикса «Чудо-женщина: 1984», который также сняла Пэтти. Сумму ее гонорара не разглашают, но уже известно, что благодаря этой работе Дженкинс станет самой высокооплачиваемой женщиной-режиссером.

🍿Что посмотреть: «Монстр» (2003)

После премьеры фильма все издания пестрили заголовками: «Шарлиз Терон пожертвовала великолепной внешностью ради роли». Актриса набрала более 13 кг и спрятала природную красоту за гримом, чтобы сыграть известную в Америке серийную убийцу Эйлин Уорнос. Чтобы понять характер заключенной, Пэтти Дженкинс вступила с ней в переписку. И пусть Эйлин и отказалась от личной встречи, она поделилась с режиссером сотней писем, которые писала для лучшей подруги.

Роль принесла Терон плеяду наград, главная из которых — «Оскар» за лучшую женскую роль. По леденящему кровь совпадению, церемония награждения проходила уже после смертной казни Уорнос, в день ее рождения.

Другие фильмы: «Задержка в развитии» (сериал, 2003 – настоящее время), «Красавцы» (сериал, 2004–2011), «Убийство» (сериал, 2011–2014), «Пять» (2011), «Измена» (сериал, 2013–2014), «На виду» (2015), «Чудо-женщина» (2017), «Имя мне Ночь» (сериал, 2019), «Чудо-женщина: 1984» (2020).

Рид Морано

Рид раскрывает внутренний мир героев через некомфортные для зрителя крупные планы и мрачную цветовую палитру. Камеру она не доверяет никому, ведь до этого работала оператором успешных фестивальных фильмов вроде драмы «Убей своих любимых» с Дэниэлом Рэдклиффом. Морано даже включили в почетное Американское общество кинооператоров, сделав ее самой молодой участницей в истории организации

В 2015-м Морано дебютировала с режиссерским проектом, драмой «Луговая страна» с Оливией Уайлд и Люком Уилсоном. Но главный триумф случился, когда Рид сняла премьерные эпизоды сериала «Рассказ служанки». Она получила премии Гильдии режиссеров Америки и «Эмми», став первой женщиной, выигравшей награды за режиссуру драматического сериала.

Один из последних проектов режиссера может стать новой шпионской франшизой. Боевик «Ритм-секция» с Блейк Лайвли делает ставку на человечность героини, удачно вписываясь в феминистическую повестку. Она не выглядит как супермодель и не становится хладнокровной убийцей сразу после того, как осваивает оружие.

🍿Что посмотреть: «Рассказ служанки» (2017 — )

Действие сериала происходит в современной Америке, которая после свержения режима превратилась в теократическую республику Галаад. Жители под страхом смерти и телесных наказаний должны подчиняться зверским законам. Каждую женщину детородного возраста насильно прикрепили к семье, чтобы использовать как инкубатор для нового потомства.

Мрачная антиутопия основана на одноименном романе букеровской лауреатки Маргарет Этвуд. Писательница на несколько секунд появилась в первом эпизоде, сыграв надзирательницу, которая бьет по лицу главную героиню Фредову (Элизабет Мосс). Самого отъявленного негодяя, командора Фреда Уотерфорда, сыграл Джозеф Файнс («Влюбленный Шекспир»). Актер даже попросил жену не смотреть сериал, чтобы она не ассоциировала его с мизогинией (ненависть, неприязнь или предубеждение по отношению к женщинам) и насилием.

preview

«Рассказ служанки»: страшная фантазия или жестокое отражение действительности?

0

3 мин

Другие фильмы: «Остановись и гори» (сериал, 2014–2017), «Луговая страна» (2015), «Миллиарды» (сериал, 2016), «Кажется, мы остались одни» (2018), «Ритм-секция» (2020).

София Коппола

Быть дочерью Фрэнсиса Форда Копполы — это расти на съемках культовых фильмов 1970-х и постоянно сомневаться в собственном таланте. Критики безжалостно ругали актерскую игру Софии, особенно ей досталось за роль дочери Майкла Корлеоне в третьем «Крестном отце». Устав от колкостей, Коппола отдалась новому увлечению: моде. Сначала была стажировка в CHANEL, потом работа костюмером-постановщиком и, наконец, собственная марка одежды.

Мечты о карьере редактора модного журнала ушли на второй план, когда в руки Софии попал роман Джеффри Евгенидиса «Девственницы-самоубийцы». Трагичная история о юных сестрах вдохновила Копполу на режиссерский дебют, а тема одиночества стала сквозным мотивом всех ее картин. Новое увлечение оказалось настолько успешным, что уже вторая полнометражная работа принесла Софии номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру. До этого в подобной категории были номинированы только две женщины-режиссера.

К 2020 году в арсенале Софии «Оскар» за сценарий мелодрамы «Трудности перевода», главная награда Венецианского смотра за драмеди «Где-то» и приз Каннского кинофестиваля за режиссуру триллера «Роковое искушение». В октябре выходит новая работа режиссера «Последняя капля» с Биллом Мюрреем («День сурка», у меня есть материал об интересных фактах из жизни актера). По словам кинокритиков, семейная комедия может стать самым трогательным фильмом года.

preview

Биллу Мюррею 70: вспоминаем интересные факты о жизни и творчестве актера

0

2 мин

🍿Что посмотреть: «Мария-Антуанетта» (2006)

Несмотря на прямую отсылку к судьбе французской королевы, фильм Копполы не претендует на историческую достоверность. София задумывала снять постмодернистскую драму о взрослении, а антураж XVIII века служит раскрытию чувственного внутреннего мира героини. Вот почему из-под платья Марии-Антуанетты (Кирстен Данст) выглядывают лиловые кеды Converse, а придворные танцуют на балу под бунтарские ритмы рок-группы The Cure.

Большой удачей стало разрешение на съемки в архитектурных памятниках Франции: Версальском дворце и Парижской опере. Чтобы подчеркнуть дух времени, Коппола вдохновлялась цветовой палитрой полотен эпохи рококо и даже переносила некоторые сюжеты картин на экран. Для фильма сшили более трехсот нарядов (работу художницы по костюмам Милены Канонеро отметили «Оскаром»), а коллекции обуви главной героини позавидует любая модница: культовый дизайнер Маноло Бланик создал более ста пар специально для фильма.

Другие фильмы: «Девственницы-самоубийцы» (1999), «Трудности перевода» (2003), «Где-то» (2010), «Элитное общество» (2013), «Очень мюрреевское Рождество» (2015), «Роковое искушение» (2017), «Последняя капля» (2020).

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова — выдающаяся женщина-режиссер, чьи работы стали эталоном советского кино. Её фильм «Семнадцать мгновений весны» (1973) стал культовым, продемонстрировав мастерство и глубину повествования. Лиознова также создала «Три тополя на Плющихе» (1967) и «Конец света с последующим симпозиумом» (1986), которые поднимали важные социальные темы. Её вклад в кинематограф, как женщины-режиссера, неоценим: её фильмы отличаются человечностью и проникновенностью, оставляя неизгладимый след в сердцах зрителей. Она вдохновила многих, доказав, что женщины могут достигать вершин в киноиндустрии.

🍿Что посмотреть: «Им покоряется небо» (1963)

Дебютная полнометражная работа Татьяны Лиозновой, снятая на Мосфильме. Эта драма о молодых лётчиках-испытателях стала одним из первых советских фильмов, где воздушная романтика тесно переплетается с глубоким психологизмом и размышлениями о человеческом характере, мужестве и цене выбора. В центре сюжета — история двух друзей, Румянцева и Останина, обладающих разными взглядами на жизнь, но объединённых профессией и преданностью небу.

Картина выделяется среди типичных советских лент того времени своей тонкостью и вниманием к внутреннему миру героев. Здесь нет плакатного пафоса — вместо него Лиознова показывает напряжение, сомнения, страхи и одиночество тех, кто испытывает новые машины, балансируя на грани жизни и смерти. Съёмки в воздухе, лаконичные диалоги, выразительная работа оператора и искренние актёрские работы создают цельный, глубокий образ профессии, в которой решимость всегда соседствует с риском. Именно в этой картине впервые проявился талант Лиозновой к раскрытию характера через нюансы, что позже расцветёт в её знаменитых работах — «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал».

Фиби Уоллер-Бридж

Фиби еще не снимает фильмов, зато ее сценарии скоро поработят Голливуд. Она начинала с ироничной колонки в журнале The Stage, где высмеивала свои неуклюжие попытки вписаться хоть в какой-то актерский проект. Подруга посоветовала направить комедийный талант на создание театральной постановки, так появился спектакль «Дрянь», где есть только стул, сцена и стендап остроумной неудачницы в исполнении самой Уоллер-Бридж. В 2016-м история перекочевала на телеэкраны в формате сериала, а Фиби получила «Золотой глобус» и «Эмми», причем и как актриса, и как сценаристка.

Другой ее громкий проект — драматический сериал «Убивая Еву». Второй год подряд шпионская история получает многочисленные номинации. А еще Уоллер-Бридж стала соавтором боевика «Не время умирать», восьмого фильма бондианы.

🍿Что посмотреть: «Убивая Еву» (2018-2022)

Сюжет сериала основан на цикле шпионских новелл: русская наемная убийца Вилланель путешествует по Европе, жестоко расправляясь с влиятельными толстосумами, а сотрудница британской разведки Ева Поластри пытается ее поймать.

Фиби Уоллер-Бридж видела в образе Евы только Сандру О (доктора Янг из сериала «Анатомия страсти»). Когда Фиби получила отказ от агента актрисы, она решила написать ей лично и не прогадала: Сандра давно мечтала о серьезной роли. Будущая Вилланель, Джоди Комер, напротив, охотилась за ролью: актриса была поклонницей «Дряни» и страстно хотела поучаствовать в проекте Уоллер-Бридж. Настолько, что сорвалась на прослушивание с вечеринки в Барселоне и 13 часов летела в Лос-Анджелес с диким похмельем.

Обе актрисы получили статуэтки за лучшую женскую роль в драматическом сериале: Комер — на премии «Эмми», а Сандра О — на «Золотом глобусе». Критики отметили работу художника по костюмам, ведь Вилланель сочетает наряды так же искусно, как избавляется от жертв. В Оксфорде киллерша подражает стилю Энни Холл (героиня фильма Вуди Аллена), а на встречу с агентами разведки заявляется в шляпке с вуалью и черном полупрозрачном платье от Alexander McQueen.

Другие фильмы: «Бездельницы» (сериал, 2013–2016), «Сожители» (сериал, 2016), «Дрянь» (сериал, 2016–2019), «Не время умирать» (2021).

Хлоя Чжао

Еще подростком Хлоя рисовала комиксы, писала фанфики и смотрела фильмы про Дикий Запад. Тогда она не знала, что переедет из Пекина в Нью-Йорк и сделает эти увлечения частью режиссерского стиля. Китаянка снимает кино о нетипичной Америке, с ее бескрайними пейзажами и харизматичными обитателями вроде кочующего философа и бывшей звезды родео. Критики говорят, что Чжао «заново изобрела вестерн», а кинофестивали охотно включают ее работы в конкурсную программу.

Новый фильм Чжао «Земля кочевников» с Фрэнсис Макдорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури») получил главный приз Венецианского кинофестиваля и, по мнению кинокритиков, имеет большие шансы попасть в шорт-лист «Оскара». Если предсказания подтвердятся, Хлоя станет первой женщиной азиатского происхождения, получившей режиссерскую номинацию. Другой ожидаемый проект Хлои — «Вечные», кинокомикс Marvel с Анджелиной Джоли, Сальмой Хайек и звездами «Игры престолов» Ричардом Мэдденом и Китом Харингтоном.

🍿Что посмотреть: «Песни, которым меня научили братья» (2015)

Съемки дебютного фильма привели Хлою в индейскую резервацию в Южной Дакоте. Чтобы создать трогательную историю брата и сестры, она несколько месяцев жила в поселении вместе с оператором. Съемочную площадку заменили бескрайние поля и дома местных жителей, большинство из которых появились в фильме в качестве актеров. Главный герой, например, играет сам себя: по словам режиссера, сюжет на 80% совпадает с реальной жизнью парня.

Съемки дебютного фильма привели Хлою в индейскую резервацию в Южной Дакоте. Чтобы создать трогательную историю брата и сестры, она несколько месяцев жила в поселении вместе с оператором. Съемочную площадку заменили бескрайние поля и дома местных жителей, большинство из которых появились в фильме в качестве актеров. Главный герой, например, играет сам себя: по словам режиссера, сюжет на 80% совпадает с реальной жизнью парня.

Семейную драму тепло приняли на Каннском кинофестивале, а на независимой премии «Готэм» Чжао получила режиссерский грант на будущие проекты. Весьма кстати, ведь в резервации она нашла звезду для нового фильма «Наездник» — ковбоя из племени сиу Брэйди Жандро.

Другие фильмы: «Наездник» (2017), «Земля кочевников» (2020), «Вечные» (2021).

Стоит лишь посмотреть на номинантов «Оскара» за последние 50 лет, и станет заметно, как медленно киноиндустрия принимает женщин-авторов (в 2018-м Грета Гервиг стала только пятой женщиной, номинированной за режиссуру). Но процесс уже запущен, и все чаще студии обращают внимание на талант творца, а не на его пол. В результате рождаются новые звезды Голливуда со свежим взглядом на мир, и женщины из моей подборки тому подтверждение.

Ащьф Лштшфум

Ащьф Лштшфум

viju-редактор

# Джеймс Франко# Индустрия# Мэрил Стрип# Оскар# Подборка# Рассказ служанки# София Коппола# Тимоти Шаламе# Шарлиз Терон# Эмма Уотсон
0
Loading

Ащьф Лштшфум

Кого забыл?

Комментарии

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.