Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото
разбор

Юмор, который кажется наивным, на самом деле отражает целую эпоху

Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся?

16 ноября 2025

0
Loading

16 мин

Ащьф Лштшфум

Ащьф Лштшфум

Французская комедия 70-х – это не просто смешные фильмы. Это целый мир, где Бельмондо, Де Фюнес и Ришар создали свои культовые образы и показали нам, как жили и над чем смеялись французы. Сегодня я порассуждаю о том, почему эти фильмы – настоящие капсулы времени, а их юмор, который нам кажется наивным, на самом деле отражение целой эпохи.

От наивности к культу: почему 70-е смеялись по-другому

Когда мы смотрим старые комедии, иногда ловим себя на мысли: «И над этим мы когда-то смеялись?» 🤔 Сразу скажу, это нормально! Кинокомедия — жанр, который, как никто другой, привязан к духу времени. То, что вызывало гомерический хохот 50 лет назад, сегодня может показаться или слишком наивным, или, наоборот, слишком «неполиткорректным» (да-да, этот термин тогда еще не придумали). Но это не значит, что он хуже или проще, — он просто другой. Он был ответом на абсолютно другое общество.

Давай разберемся, что делало французские комедии 70-х такими уморительными, и почему сегодня их шутки часто «не заходят» — на примере трех любимых «старичков»!👇

Бельмондо, кадр из фильма Великолепный - Засмотрено на viju
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото

Мастер перевоплощений Жан Поль Бельмондо в фильме «Великолепный» (1973)

© Cerito Films, Les Films Ariane, Mondex Films

Эпоха перемен: почему они были такими смешными?

С 1970-х по 1980-е годы Франция переживала мощную волну либерализма и модернизации после событий 1968 года (почитай в интернете про «Красный май») и окончания цензуры в 1974 году. Комедия стала не просто развлечением, а «требовательным жанром». Фильмы работали как «транспортное средство» для обсуждения тем, которые раньше были табу: классовое неравенство, капитализм, спекуляция и социальное отчуждение.

Смешными их делало то, что они:

Наконец-то заговорили о «грязном белье». Режиссеры 70-х чувствовали долг информировать аудиторию и заставлять ее думать, используя камеру как свидетеля недостатков общества. Комедия стала способом насмехаться над консерватизмом и буржуазией. Чтобы «достучаться» до массового зрителя без соцсетей, актеры должны были быть максимально выразительными.

Использовали универсальное физическое безумие. Хотя это была эпоха диалогов, французские комики сохранили традиции бурлеска и фарса, где юмор вызывался запутанными ситуациями, неожиданными поворотами, совпадениями и ошибками.

Злоупотребляли архетипами. Чтобы высмеять недостатки общества, нужно было их преувеличить. Зрители смеялись над карикатурами и социальными крайностями. Луи де Фюнес доводил свои эмоции до абсолюта — кричал, краснел, дергал руками. Это было необходимо, чтобы его нервный буржуа стал мгновенно узнаваемым символом.

Луи де Фюнес в фильме Оскар - Засмотрено на viju
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото

Очень невротичный бизнесмен Бертран Барнье в фильме «Оскар» (1967)

© Gaumont International

Социальный юмор: смех как протест

Общество было напряжено: с одной стороны — бюрократия, капитализм, строгие правила, с другой — жажда свободы, хиппи-культура и протест. Комедия стала идеальным способом выразить это напряжение.

А кто самый смешной злодей? Чиновник, полицейский, или просто очень богатый и важный, но глупый человек. Де Фюнес и Бельмондо часто играли тех, кто либо борется с системой, либо сам является её нелепым винтиком.

Герой Пьера Ришара – рассеянный, «не от мира сего» чудак – был идеальным отражением духа времени. Он образно высмеивал правила, потому что просто их не замечал.

Пьер Ришар в фильме Невезучие
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото
Французская комедия 70-х – почему мы больше не смеемся? фото

Неловкий герой Пьера Ришара в фильме «Невезучие»

© Gaumont International

Эмоциональная «наивность» = понятно и доступно

Современный юмор часто строится на цинизме, скорости и знании культурного контекста (мемов). Юмор 70-х был более теплым и гуманным. Он прощал ошибки.

Наивность, которую мы видим, — это, по сути, осознанная простота сюжета, чтобы зритель мог сфокусироваться на игре актеров. Не надо было разбираться в сложных детективных интригах; достаточно было следить за тем, как Ришар неловко пытается найти выход.

Именно в этих рамках — между абсурдистской буффонадой и острой социальной сатирой — и рождались фильмы из моего списка. Они не стали «Высоким блондином» или «Жандармами» потому, что рискнули быть более авторскими, более абсурдными или более критическими, чем требуется для массового хита.

Жан-Поль Бельмондо: Авантюрист vs. Антигерой

Хотя Жан-Поль Бельмондо часто снимался в приключенческих боевиках (которые обычно не относятся к «чистой комедии»), его комедийные роли 70-х годов идеально вписывались в общую тенденцию сатиры и пародии.

🎬 Великолепный (Le Magnifique, 1973)

О чём фильм: Это совершенно крышесносная пародия на шпионские боевики. Бельмондо играет скромного писателя Франсуа Мерлена, который в своих книгах превращается в нереального суперагента Боба Сен-Клера. Реальность и писательские фантазии постоянно смешиваются, создавая безумный экшн и гэги.

Сравнение с культом: Культовая классика Бельмондо — это «Профессионал» или «Ас из асов», где он крутой парень без дураков. «Великолепный» же — это, по сути, анти-агент 007.

preview

Великолепный

18+

1973 • Комедия, Приключения • Франция, Италия

смотри на viju

В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жаклин Биссет, Витторио Каприоли, Ганс Мейер, Моник Тарбес, Марио Давид

Режиссер: Филипп де Брока

Почему нужно пересмотреть: Чтобы увидеть Бельмондо, который смеется над собственным мачизмом. Это чистый хаос 70-х, который показывает, как Франция научилась иронизировать над собой и своими киношными героями. Тут Бельмондо не герой, а фантазия героя!

🎬 Повторный брак (Les Mariés de l’An II, 1971)

О чём фильм: Это приключенческая комедия, действие которой происходит во время Великой Французской революции. Бельмондо – неистовый аристократ Николя, который пытается развестись, чтобы снова жениться, но постоянно попадает в водоворот исторических событий.

Сравнение с культом: В отличие от «Человека из Рио», где он сам охотник за сокровищами, здесь он – игрушка в руках истории.

preview

Повторный брак

18+

1971 • Приключения, Романтический, Боевик, Комедия • Франция, Италия, Румыния

смотри на viju

В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Марлен Жобер, Лаура Антонелли, Мишель Оклер, Жюльен Гиомар

Режиссер: Жан-Поль Раппно

Почему нужно пересмотреть: Чтобы узнать, как французы в 70-е смотрели на свою Революцию: не как на пафос, а как на сплошной, нелепый балаган. Бельмондо тут – чистая энергия, которая пытается преодолеть историю! 🏃💨

Луи де Фюнес: Нервный буржуа vs. Зеркало общества

Луи де Фюнес был настоящим титаном, чье имя процветало в 60-е и 70-е годы. Его комедийный стиль — это преобладание мимики, восклицаний, преувеличений и широких жестов.

Его герои — часто буржуа, одержимые своими недостатками и маниями.

🎬 Крылышко или ножка (L’Aile ou la Cuisse, 1976)

О чём фильм: Де Фюнес – великий ресторанный критик Дюшемен, который борется с индустрией фастфуда, олицетворяемой злодеем Трикателем. Это сатира на глобализацию, индустриализацию еды и желание сохранить французские традиции.

Этот фильм, снятый Клодом Зиди, пришел уже в конце эпохи, когда Де Фюнес играл центральную роль в комедии. Его персонаж — критик, борющийся за чистоту французской кухни против глобализации и фастфуда (ну ты понял, против капитализма и консюмеризма), что было очень актуально для Франции 70-х.

Почему нужно пересмотреть: Чтобы увидеть, насколько остро и прозорливо французы в 70-е уловили угрозу «Макдональдизации» мира. Это не просто смех, это манифест гурманов!🍗

preview

Крылышко или ножка

16+

1976 • Семейный, Комедия • Франция

смотри на viju

В ролях: Луи де Фюнес, Жюльен Гиомар, Клоди Жансак, Энн Захариас, Колюш, Жорж Шамара, Жан Мартен

Режиссер: Клод Зиди

🎬 Мания величия (La Folie des grandeurs, 1971)

О чём фильм: Луи Де Фюнес играет сборщика налогов Дона Саллюсте, который плетет интриги против короля, а его слуга (Ив Монтан) этим пользуется. Это костюмированная, едкая сатира на коррупцию и абсолютизм.

Классический пример, где Де Фюнес использует свою уникальную способность к физической комедии, чтобы играть против богатых и могущественных.

Здесь он — зеркало алчного, высокомерного общества, которое, глядя на него, смеялось над собственными пороками (но, конечно, не признавалось в этом!).

preview

Мания величия

16+

1971 • Комедия • Франция, Испания, Италия

смотри на viju

В ролях: Луи де Фюнес, Ив Монтан, Алис Саприч, Карин Шуберт, Альберто де Мендоса, Дон Хайме де Мора-и-Арагон

Режиссер: Жерар Ури

🎬 Ресторан господина Септима (Le Grand Restaurant, 1966)

О чём фильм: Септим (Де Фюнес) — властный, придирчивый, но гениальный ресторатор, который попадает в шпионскую интригу после похищения президента прямо из его заведения.

Здесь он — типичный представитель «комедии характеров», где высмеиваются преувеличенные человеческие пороки. Его нервозность и попытки контролировать мир вокруг себя — идеальный контраст для создания хаоса.

preview

Ресторан господина Септима

12+

1966 • Комедия, Криминальный • Франция

смотри на viju

В ролях: Луи де Фюнес, Бернар Блие, Мария-Роза Родригес, Венантино Венантини, Хуан Рамирес

Режиссер: Жак Бенар

Почему эти комедии были смешными: Де Фюнес представлял собой визуальную энергию, его гнев и истерики были катарсисом для зрителей. Он был буффоном (клоуном), над которым зрители смеялись, видя отражение своей собственной тревожности в эпоху перемен.

Пьер Ришар: Вечный неудачник vs. Авторский герой

Пьер Ришар вдохнул новую жизнь во французский бурлеск 70-х. Его часто сравнивали с Чаплином и Китоном за образ неуклюжего, непонятого и архетипичного неудачника. Ключ к юмору Ришара заключался в его неведении о самом себе и о том, какой хаос он вызывает.

🎬 Рассеянный (Le Distrait, 1970)

О чём фильм: Режиссерский дебют Ришара. Он играет Пьера Малаке, рекламщика, чья полная оторванность от реальности приводит к безумным, но работающим идеям.

preview

Рассеянный

18+

1970 • Комедия • Франция

смотри на viju

В ролях: Пьер Ришар, Мари-Кристин Барро, Бернар Блие, Мария Паком, Катрин Сами, Мишлин Люссьони

Режиссер: Пьер Ришар

🎬 Злоключения Альфреда (Les Malheurs d’Alfred, 1972)

О чём фильм: Альфред Дюмонтье, самый невезучий человек на свете, решив утопиться после очередной неудачи, встречает на ночном мосту еще одну такую же неудачливую персону – прехорошенькую девушку.

Сравнение с культом: Культовый «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972) – это история, где Ришар не знает, что он агент. Это комедия положений. А эти фильмы – это чистая авторская комедия, где характер персонажа (рассеянность или невезучесть) и есть главный источник юмора.

preview

Злоключения Альфреда

18+

1972 • Романтический, Комедия • Франция

смотри на viju

В ролях: Пьер Ришар, Анни Дюпере, Жан Карме, Поль Пребуа, Поль Ле Персон, Марио Давид

Режиссер: Пьер Ришар

Почему нужно пересмотреть: В «Рассеянном» ты увидишь, как сам Ришар видел свой комедийный мир, прежде чем его поставил в рамки Франсис Вебер. А «Злоключения Альфреда» – это гуманистическое кино о том, что неудачи могут быть забавными. Это гимн всем, кому не везет!

🎬 Побег (La Carapate, 1978)

О чём фильм: Пьер Ришар играет адвоката-неудачника Жана-Филиппа Дюрока, который приезжает к своему подзащитному Марселю Голару (Виктор Лану) в тюрьму. Голар, приговоренный к смертной казни, использует бунт, чтобы сбежать, случайно прихватив с собой своего ошеломленного адвоката. В результате опасных погонь и нелепых ситуаций столько поборник справедливости и зачинщик всех беспорядков становятсяы друзьями.

Сравнение с культом: В отличие от более знаменитых дуэтов Ришара с Депардье, где оба героя были чудаками или неудачниками, здесь у него партнер — жесткий, циничный противник системы (Лану). Это роуд-муви, где герой Ришара вынужден подчиняться законам улицы и криминала.

preview

Побег

18+

1978 • Криминальный, Комедия • Франция

смотри на viju

В ролях: Пьер Ришар, Виктор Лану, Раймон Бюссьер, Клод Броссе, Жак Франц, Бланш Равалек, Бернар Гранже, Робер Дальбан

Режиссер: Жерар Ури

Почему нужно пересмотреть: тобы увидеть Пьера Ришара в нетипичной команде и режиссуру великого Жерара Ури (снявшего «Большую прогулку»). Это великолепная дорожная комедия, в которой зарождается идея комедийного дуэта «чудак и прагматик», которая позже станет культовой. Это первый шаг к легендарному «контрастному» дуэту, но с другим, не менее талантливым партнером! 🏃‍♂️💨

Ащьф Лштшфум

Ащьф Лштшфум

viju-редактор

# Жан-Поль Бельмондо# Комедии# Луи Де Фюнес# После титров# Пьер Ришар# Разбор
0
Loading

Ащьф Лштшфум

Друзья, пишите, что думаете по этому поводу

Комментарии

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.