От наивности к культу: почему 70-е смеялись по-другому
Когда мы смотрим старые комедии, иногда ловим себя на мысли: «И над этим мы когда-то смеялись?» 🤔 Сразу скажу, это нормально! Кинокомедия — жанр, который, как никто другой, привязан к духу времени. То, что вызывало гомерический хохот 50 лет назад, сегодня может показаться или слишком наивным, или, наоборот, слишком «неполиткорректным» (да-да, этот термин тогда еще не придумали). Но это не значит, что он хуже или проще, — он просто другой. Он был ответом на абсолютно другое общество.
Давай разберемся, что делало французские комедии 70-х такими уморительными, и почему сегодня их шутки часто «не заходят» — на примере трех любимых «старичков»!👇
Эпоха перемен: почему они были такими смешными?
С 1970-х по 1980-е годы Франция переживала мощную волну либерализма и модернизации после событий 1968 года (почитай в интернете про «Красный май») и окончания цензуры в 1974 году. Комедия стала не просто развлечением, а «требовательным жанром». Фильмы работали как «транспортное средство» для обсуждения тем, которые раньше были табу: классовое неравенство, капитализм, спекуляция и социальное отчуждение.
Смешными их делало то, что они:
Наконец-то заговорили о «грязном белье». Режиссеры 70-х чувствовали долг информировать аудиторию и заставлять ее думать, используя камеру как свидетеля недостатков общества. Комедия стала способом насмехаться над консерватизмом и буржуазией. Чтобы «достучаться» до массового зрителя без соцсетей, актеры должны были быть максимально выразительными.
Использовали универсальное физическое безумие. Хотя это была эпоха диалогов, французские комики сохранили традиции бурлеска и фарса, где юмор вызывался запутанными ситуациями, неожиданными поворотами, совпадениями и ошибками.
Злоупотребляли архетипами. Чтобы высмеять недостатки общества, нужно было их преувеличить. Зрители смеялись над карикатурами и социальными крайностями. Луи де Фюнес доводил свои эмоции до абсолюта — кричал, краснел, дергал руками. Это было необходимо, чтобы его нервный буржуа стал мгновенно узнаваемым символом.
Социальный юмор: смех как протест
Общество было напряжено: с одной стороны — бюрократия, капитализм, строгие правила, с другой — жажда свободы, хиппи-культура и протест. Комедия стала идеальным способом выразить это напряжение.
А кто самый смешной злодей? Чиновник, полицейский, или просто очень богатый и важный, но глупый человек. Де Фюнес и Бельмондо часто играли тех, кто либо борется с системой, либо сам является её нелепым винтиком.
Герой Пьера Ришара – рассеянный, «не от мира сего» чудак – был идеальным отражением духа времени. Он образно высмеивал правила, потому что просто их не замечал.
Эмоциональная «наивность» = понятно и доступно
Современный юмор часто строится на цинизме, скорости и знании культурного контекста (мемов). Юмор 70-х был более теплым и гуманным. Он прощал ошибки.
Наивность, которую мы видим, — это, по сути, осознанная простота сюжета, чтобы зритель мог сфокусироваться на игре актеров. Не надо было разбираться в сложных детективных интригах; достаточно было следить за тем, как Ришар неловко пытается найти выход.
Именно в этих рамках — между абсурдистской буффонадой и острой социальной сатирой — и рождались фильмы из моего списка. Они не стали «Высоким блондином» или «Жандармами» потому, что рискнули быть более авторскими, более абсурдными или более критическими, чем требуется для массового хита.
Смотрим на титанов французской комедии под другим углом:
- Жан-Поль Бельмондо: Авантюрист vs. Антигерой:
- 🎬 Великолепный (1973)
- 🎬 Повторный брак (1971)
- Луи де Фюнес: Нервный буржуа vs. Зеркало общества:
- 🎬 Крылышко или ножка (1976)
- 🎬 Мания величия (1971)
- 🎬 Ресторан господина Септима (1966)
- Пьер Ришар: Вечный неудачник vs. Авторский герой:
- 🎬 Рассеянный (1970)
- 🎬 Злоключения Альфреда (1972)
- 🎬 Побег (1978)
Жан-Поль Бельмондо: Авантюрист vs. Антигерой
Хотя Жан-Поль Бельмондо часто снимался в приключенческих боевиках (которые обычно не относятся к «чистой комедии»), его комедийные роли 70-х годов идеально вписывались в общую тенденцию сатиры и пародии.
🎬 Великолепный (Le Magnifique, 1973)
О чём фильм: Это совершенно крышесносная пародия на шпионские боевики. Бельмондо играет скромного писателя Франсуа Мерлена, который в своих книгах превращается в нереального суперагента Боба Сен-Клера. Реальность и писательские фантазии постоянно смешиваются, создавая безумный экшн и гэги.
Сравнение с культом: Культовая классика Бельмондо — это «Профессионал» или «Ас из асов», где он крутой парень без дураков. «Великолепный» же — это, по сути, анти-агент 007.
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Жаклин Биссет, Витторио Каприоли, Ганс Мейер, Моник Тарбес, Марио Давид
Режиссер: Филипп де Брока
Почему нужно пересмотреть: Чтобы увидеть Бельмондо, который смеется над собственным мачизмом. Это чистый хаос 70-х, который показывает, как Франция научилась иронизировать над собой и своими киношными героями. Тут Бельмондо не герой, а фантазия героя!
🎬 Повторный брак (Les Mariés de l’An II, 1971)
О чём фильм: Это приключенческая комедия, действие которой происходит во время Великой Французской революции. Бельмондо – неистовый аристократ Николя, который пытается развестись, чтобы снова жениться, но постоянно попадает в водоворот исторических событий.
Сравнение с культом: В отличие от «Человека из Рио», где он сам охотник за сокровищами, здесь он – игрушка в руках истории.
Повторный брак
18+
1971 • Приключения, Романтический, Боевик, Комедия • Франция, Италия, Румыния
смотри на vijuВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Марлен Жобер, Лаура Антонелли, Мишель Оклер, Жюльен Гиомар
Режиссер: Жан-Поль Раппно
Почему нужно пересмотреть: Чтобы узнать, как французы в 70-е смотрели на свою Революцию: не как на пафос, а как на сплошной, нелепый балаган. Бельмондо тут – чистая энергия, которая пытается преодолеть историю! 🏃💨
Луи де Фюнес: Нервный буржуа vs. Зеркало общества
Луи де Фюнес был настоящим титаном, чье имя процветало в 60-е и 70-е годы. Его комедийный стиль — это преобладание мимики, восклицаний, преувеличений и широких жестов.
Его герои — часто буржуа, одержимые своими недостатками и маниями.
🎬 Крылышко или ножка (L’Aile ou la Cuisse, 1976)
О чём фильм: Де Фюнес – великий ресторанный критик Дюшемен, который борется с индустрией фастфуда, олицетворяемой злодеем Трикателем. Это сатира на глобализацию, индустриализацию еды и желание сохранить французские традиции.
Этот фильм, снятый Клодом Зиди, пришел уже в конце эпохи, когда Де Фюнес играл центральную роль в комедии. Его персонаж — критик, борющийся за чистоту французской кухни против глобализации и фастфуда (ну ты понял, против капитализма и консюмеризма), что было очень актуально для Франции 70-х.
Почему нужно пересмотреть: Чтобы увидеть, насколько остро и прозорливо французы в 70-е уловили угрозу «Макдональдизации» мира. Это не просто смех, это манифест гурманов!🍗
В ролях: Луи де Фюнес, Жюльен Гиомар, Клоди Жансак, Энн Захариас, Колюш, Жорж Шамара, Жан Мартен
Режиссер: Клод Зиди
🎬 Мания величия (La Folie des grandeurs, 1971)
О чём фильм: Луи Де Фюнес играет сборщика налогов Дона Саллюсте, который плетет интриги против короля, а его слуга (Ив Монтан) этим пользуется. Это костюмированная, едкая сатира на коррупцию и абсолютизм.
Классический пример, где Де Фюнес использует свою уникальную способность к физической комедии, чтобы играть против богатых и могущественных.
Здесь он — зеркало алчного, высокомерного общества, которое, глядя на него, смеялось над собственными пороками (но, конечно, не признавалось в этом!).
В ролях: Луи де Фюнес, Ив Монтан, Алис Саприч, Карин Шуберт, Альберто де Мендоса, Дон Хайме де Мора-и-Арагон
Режиссер: Жерар Ури
🎬 Ресторан господина Септима (Le Grand Restaurant, 1966)
О чём фильм: Септим (Де Фюнес) — властный, придирчивый, но гениальный ресторатор, который попадает в шпионскую интригу после похищения президента прямо из его заведения.
Здесь он — типичный представитель «комедии характеров», где высмеиваются преувеличенные человеческие пороки. Его нервозность и попытки контролировать мир вокруг себя — идеальный контраст для создания хаоса.
В ролях: Луи де Фюнес, Бернар Блие, Мария-Роза Родригес, Венантино Венантини, Хуан Рамирес
Режиссер: Жак Бенар
Почему эти комедии были смешными: Де Фюнес представлял собой визуальную энергию, его гнев и истерики были катарсисом для зрителей. Он был буффоном (клоуном), над которым зрители смеялись, видя отражение своей собственной тревожности в эпоху перемен.
Пьер Ришар: Вечный неудачник vs. Авторский герой
Пьер Ришар вдохнул новую жизнь во французский бурлеск 70-х. Его часто сравнивали с Чаплином и Китоном за образ неуклюжего, непонятого и архетипичного неудачника. Ключ к юмору Ришара заключался в его неведении о самом себе и о том, какой хаос он вызывает.
🎬 Рассеянный (Le Distrait, 1970)
О чём фильм: Режиссерский дебют Ришара. Он играет Пьера Малаке, рекламщика, чья полная оторванность от реальности приводит к безумным, но работающим идеям.
В ролях: Пьер Ришар, Мари-Кристин Барро, Бернар Блие, Мария Паком, Катрин Сами, Мишлин Люссьони
Режиссер: Пьер Ришар
🎬 Злоключения Альфреда (Les Malheurs d’Alfred, 1972)
О чём фильм: Альфред Дюмонтье, самый невезучий человек на свете, решив утопиться после очередной неудачи, встречает на ночном мосту еще одну такую же неудачливую персону – прехорошенькую девушку.
Сравнение с культом: Культовый «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972) – это история, где Ришар не знает, что он агент. Это комедия положений. А эти фильмы – это чистая авторская комедия, где характер персонажа (рассеянность или невезучесть) и есть главный источник юмора.
В ролях: Пьер Ришар, Анни Дюпере, Жан Карме, Поль Пребуа, Поль Ле Персон, Марио Давид
Режиссер: Пьер Ришар
Почему нужно пересмотреть: В «Рассеянном» ты увидишь, как сам Ришар видел свой комедийный мир, прежде чем его поставил в рамки Франсис Вебер. А «Злоключения Альфреда» – это гуманистическое кино о том, что неудачи могут быть забавными. Это гимн всем, кому не везет!
🎬 Побег (La Carapate, 1978)
О чём фильм: Пьер Ришар играет адвоката-неудачника Жана-Филиппа Дюрока, который приезжает к своему подзащитному Марселю Голару (Виктор Лану) в тюрьму. Голар, приговоренный к смертной казни, использует бунт, чтобы сбежать, случайно прихватив с собой своего ошеломленного адвоката. В результате опасных погонь и нелепых ситуаций столько поборник справедливости и зачинщик всех беспорядков становятсяы друзьями.
Сравнение с культом: В отличие от более знаменитых дуэтов Ришара с Депардье, где оба героя были чудаками или неудачниками, здесь у него партнер — жесткий, циничный противник системы (Лану). Это роуд-муви, где герой Ришара вынужден подчиняться законам улицы и криминала.
В ролях: Пьер Ришар, Виктор Лану, Раймон Бюссьер, Клод Броссе, Жак Франц, Бланш Равалек, Бернар Гранже, Робер Дальбан
Режиссер: Жерар Ури
Почему нужно пересмотреть: тобы увидеть Пьера Ришара в нетипичной команде и режиссуру великого Жерара Ури (снявшего «Большую прогулку»). Это великолепная дорожная комедия, в которой зарождается идея комедийного дуэта «чудак и прагматик», которая позже станет культовой. Это первый шаг к легендарному «контрастному» дуэту, но с другим, не менее талантливым партнером! 🏃♂️💨






















Ащьф Лштшфум
Друзья, пишите, что думаете по этому поводу