Франшиза «Джон Уик» — довольно необычное явление в современном кино. Одиннадцать лет назад независимый боевик с постаревшим Киану произвел настоящую революцию в жанре экшена. На смену хаотичному монтажу и засилью компьютерной графики режиссеры Чад Стахелски и Дэвид Литч предложили три новых правила: ясность (зритель видит действие даже в темных сценах), продуманная хореография (каждое движение выверено) и относительная реалистичность (тут течет кровь, героям больно и они иногда устают).
Сегодня расскажу как развивалась франшиза, на которую равняются все современные боевики.
🐕Джон Уик (2014)
Скорбящий вдовец Джон Уик, легенда криминального мира, пытается начать жизнь заново после смерти жены. Но когда сын местного мафиози (Альфи Аллен) врывается в его дом, убивает его собаку и угоняет классический Мустанг, демоны внутри Джона просыпаются. Он ступает на кровавый путь мести и сметает почти всю русскую мафию Нью-Йорка.
Изначально сценарий считался слабым, бюджет был скромным, а популярность Ривза была на спаде. Успех стал сенсацией (и, в каком-то смысле, неожиданностью). Режиссерский дуэт Стахелски и Литча (оба бывшие каскадеры) заложил основы уникального стиля франшизы.
Джон Уик 2 (2017)
Попытка Уика вернуться к «пенсии» рушится когда итальянский криминальный босс предъявляет ему неотменяемый долг крови. Джон вынужден выполнить последнее задание, после которого становится мишенью для всех наемников мира.
Фильм расширяет вселенную: мы попадаем в роскошный «Континенталь» (нейтральную зону для убийц с железными правилами), видим «Монетный двор» и узнаем о Высшем Совете. Экшен становится еще более изощренным (битва в зеркальной комнате, бой в катакомбах), а визуальный стиль под руководством Дэна Лаустсена еще интереснее.
Фильм сознательно расширил мифологию и визуальную палитру, вдохновляясь эпическим кино и классической живописью.

Киану Ривз, Риккардо Скамарчо, Иэн МакШейн, Руби Роуз, Коммон, Клаудия Джерини, Лэнс Реддик, Лоренс Фишбёрн
Чад Стахелски
🔫Джон Уик 3 (2019)
За убийство на территории «Континенталя» Джон Уик объявлен «изгоем» (excommunicado) с многомиллионной наградой за голову. У него есть ровно час до того, как контракт вступит в силу.
Оказавшись в осаде всего преступного Нью-Йорка, Джон ищет путь к спасению: обращается к бывшей коллеге и члену Высшего Совета, отправляется в Касабланку к бывшей наставнице и вступает в опасный альянс с Управляющим «Континенталя».
Фильм бьет рекорды по масштабу экшена. Тут и битва среди антиквариата, и погоня на лошадях, и битвы с собаками. Уик ведет войну не просто с врагами, а со всем миром, частью которого он когда-то был. Атмосфера — отчаянная борьба за выживание. Причем выживать приходится тем, кто против Джона.

Киану Ривз, Холли Берри, Иэн МакШейн, Лоренс Фишбёрн, Марк Дакаскос
Чад Стахелски
🃏Джон Уик 4 (2023)
Преследуемый не только наемниками, но и безжалостным представителем Высшего Совета, Джон Уик ищет способ разорвать цепи своего прошлого. Путь к свободе лежит через вызов на старинную дуэль, но для этого ему нужно заручиться поддержкой старых союзников и столкнуться с новыми соперниками.
Фильм поражает эпическим размахом: действие переносится в Берлин, Париж, Осаку. Экшен-сцены достигают невероятной изобретательности и длительности. Это вершина стиля Стахелски: визуальное буйство, отсылки к Серджио Леоне, подчеркнутая уязвимость Уика и философское осмысление его пути.
Это самый длинный и дорогой фильм франшизы. Сцена на лестнице Сакре-Кер снималась несколько недель и потребовала нечеловеческой выносливости от Ривза. Фильм получил восторженные отзывы за визуальную мощь и постановку экшена.
🩰Балерина (2025)
Спин-офф вселенной «Джона Уика», пытается балансировать между верностью оригиналу и поиском собственного голоса — с переменным успехом. Сюжет минималистичен: юная Ева (Ана де Армас), член клана убийц «Русска Рома», мстит за смерть отца. Ее цель лидер секты наемников, укрывшийся в альпийской деревушке.
Формула «месть и стильное насилие» знакома еще по первому «Уику». Но здесь она обернута в новую эстетику: вместо черных костюмов — алые пачки, вместо нью-йоркского мрака — неон Праги и белизна альпийских снегов.
Сила фильма — в визуальной поэтике. Режиссер Лен Уайзман и Чад Стахелски (взявший на себя пересъемку ключевых боев) создают запоминающиеся образы. Кровь на мраморе, силуэт Евы с катаной на фоне горящего здания, финальная дуэль на огнеметах на заснеженной улочке.

🩰«Балерина»: месть, глянец и дуэль на огнеметах
Де Армас физически убедительна — ее тренировки со студией 87Eleven окупились с лихвой. Сцены боя на коньках-нунчаках или «гранатного балета» в оружейной лавке технически безупречны.
🏨Континенталь (2023)
«Континенталь» — амбициозный приквел франшизы, переносящий зрителей в Нью-Йорк 1970-х. Сериал рассказывает о молодости управляющего отеля для киллеров и его борьбе с криминальным боссом Кормаком (Мэл Гибсон).
Проект задумывался как исследование истоков таинственной организации и сети отелей, но вместо углубления в лор ограничился локальной криминальной сагой. Сериал вполне можно посмотреть, но скорее всего ты не получишь от него сильных эмоций.
🚩Заключение
Харизма Киану Ривза, режиссерское видение Чада Стахелски и безупречная работа команды 87Eleven создали эталон экшена, который полностью перезагрузил жанр. От камерной мести до глобальной войны, от скромного бюджета до визуальных шедевров — путь Джона стал легендой. И (спойлер) он еще не закончен.
Если вдруг ты еще не смотрел какие-то части этой серии, самое время это исправить.
Ащьф Лштшфум
А ты что думаешь про фильмы франшизы?